Стандарты ENA в качестве минимальных оценок размеров (диаметров) кома для стандартных (аллейных) высокоштамбовых растений рекомендуют руководствоваться по крайней мере величиной 3-кратного обхвата ствола на уровне его замера в Европе (1 м от уровня земли). Для деревьев с кустовой формой кроны диаметр кома рекомендуется в минимальном размере, соответствующем величине, равной 3-кратному обхвату ствола на уровне корневой шейки. |
|
|
Исходя из европейской практики подготовки растений в школах питомников, можно рекомендовать следующие оценочные (!) соотношения размеров комов грунтовых растений с их весом (некоторые удивятся цифрам), обхватом ствола и, кстати, кому любопытно, с количеством перевалок растений согласно ENA. Приводим также формально-условную загрузку автотранспорта. |
Обхват ствола (см) |
Минимальный
размер кома (см) |
Высота
кома (см) |
Количество
пересадок |
Вес растения
с комом* (кг) |
Количество деревьев на
автомашине с полуприцепом (шт) |
12-14 |
40 |
35 |
3 |
40-50 |
180-250 |
14-16 |
45 |
40 |
3 |
60-80 |
150-200 |
16-18 |
50-60 |
40 |
3 |
100-150 |
100-120 |
18-20 |
60-70 |
40-50 |
3 |
100-200 |
80-100 |
20-25 |
65-75 |
40-50 |
4 |
150-300 |
50-70 |
25-30 |
80-85 |
50-60 |
4 |
280-350 |
50 |
30-35 |
90-100 |
60-80 |
5 |
500 |
12-18 |
35-40 |
100-120 |
60-80 |
5 |
650 |
10-15 |
40-45 |
120-130 |
70-90 |
5 |
850 |
8-12 |
* - вес растения варьируется в зависимости от характеристик почв питомника и оборудования для выкопки |
|
Возвращаясь к вопросу Когда? И Как? поставлять растения, следует отметить, что до сих пор мы говорили о физической отгрузке растений. Сейчас же обсудим вопрос Когда? И Как? в отношении размещения заказов в Европейских питомниках. Это две большие разницы. |
Те, кто уже давно работает с Европой, знают растения, что называется, в лицо, исходив ножками не 1, 2, 3….5… км по европолям и площадкам. Они знают, что все «разговоры – переговоры» с питомниками надо вести заранее. Несмотря на то, что многие считают, что рыночные Европейские механизмы работают без плана, мы утверждаем, что это - заблуждение. Подрядные организации, осуществляющие строительство и благоустройство, задолго до начала работ по озеленению проводят выбор посадочного материала, его поставщиков, фиксируя все свои долгосрочные намерения в письменном виде. |
Можно сказать, что любой нормальный производитель посадочного материала на 60-70 процентов живет (читай «работает») по финансовому плану развития, сформированному на базе имеющихся долгосрочных контрактов. С этим же связана закладка новых насаждений, плановая перевалка и выкопка «созревших», их подготовка и «тюнинг» по требованиям заказчика к определенному сроку. Оставшиеся проценты (около трети) питомники реализуют на спот-рынке. И уже тут, в случае вашей неожиданной потребности, вы можете рассчитывать на растения, которые другие, по той или иной причине, не забрали (или отказались забрать), или не профинансировали. |
Зачастую речь идет не о каких-то суперэксклюзивных растениях, а просто о востребованных «best seller»ах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Скажите, пожалуйста, Вы давно знаете гражданина Горбункова Эс.Эс.?
(К/ф «Бриллиантовая рука») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практика продажи зарубежными питомниками на Российский рынок строится на авансовой основе. Не редки, скажем, требования 70 процентной оплаты после подтверждения заказа, а оставшиеся 30 процентов - до начала отгрузки (Risk Management в действии). Всё, конечно, зависит от доверия между партнерами и успеха или провала предыдущего сотрудничества. Доверие – это то, что не появляется сразу, а лишь, когда вы и питомник знаете друг друга через личные взаимоотношения, работающие на укрепление сотрудничества уже много лет. |
Скажем, теперь вы - частный клиент и обращаетесь в питомник за растениями для себя. Имейте ввиду, что многие принципиально не работают с частными заказчиками, возможно считая это лишней тратой времени. Конечно, кто-то займется вами, и вы сразу столкнетесь с новой проблемой: не будете знать, как доставить из центра Германии (или Бельгии…) ваш небольшой заказ, пытаясь найти партнеров на сборный груз и т.д.. А тут, кстати, много подводных камней… |
|
Будьте готовы к тому, что большинство питомников реализует свою продукцию на основании собственных «общих условий поставки». Есть они и на 10-титысячные поставки сеянцев и саженцев, есть они и на поставки десятков-сотен среднемерных растений, эксклюзивные поставки единичных растений крупными питомниками тоже осуществляются на основании их собственных «общих условий поставки». Несмотря на наличие общеопределяющих технических и качественных параметров по стандартам ENA, направленных на формирование единых подходов в торговле, нам до сих пор не попадались питомники с ссылками на эти общеевропейские документы. |
Справедливости ради надо сказать, что «местечковые» «общие условия» от питомника к питомнику достаточно схожи, так как выработаны годами практики, по сути, во многом одинаковой, несмотря на работу в разных «весовых категориях» растений. |
Незначительные отличия, возможно, вызваны «граблями», на которые наступали менеджеры тех или других производителей. |
|
Очень важным моментом является то, что полученное от питомника предложение почти всегда является «предложением без обязательств». Наступление «обязательств поставки» по указанной ранее питомником цене происходит только после дополнительного письменного подтверждения со стороны поставщика.
Обычно питомники указывают цену на свою продукцию на условиях «ex nursery» со стоимостью погрузки на ваше транспортное средство, но без учета стоимости дополнительных упаковочных материалов, паллетов, ящиков и т.п. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О борьбе за ассортимент. |
Обращаем ваше внимание, что многие питомники, несмотря на четко выраженную специализацию, стараются позиционировать себя, как «ассортиментные», понимая под этим достаточно распространенный лозунг: «Мы найдем вам любые растения, которые вы ищите». |
Да конечно заманчиво не собирать ваши растения, путешествуя с фурой по всей Европе, а всё и сразу получить в одном месте. Вот тут снова всплывает вопрос о доверии… Широко укоренившаяся и широко применяемая Европейская практика поставок растений от коллег – партнеров (в счет своих обязательств), особенно в случаях пересечения растениями большого количества зон, иногда выходит боком. Если, скажем, в ожидаемой вами поставке из континентальной части Германии вам отправят очень красивые растения, только-что перехваченные где-то «по случаю» у французских поставщиков, обычно – ждите беды… |
Ваш поставщик должен чувствовать, понимать и знать вашу проблематику (это во многом зависит от вас). Он должен иметь нравственные силы воздержаться от соблазна предложить вам в пакете супер красивые итальянские растения (казалось бы, даже очень подходящие по зоне Подмосковья), которые могут быть получены и перепроданы вам по очень симпатичным деньгам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|